НОВОВВЕДЕНИЯ В СФЕРЕ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ НЕДВИЖИМОСТИ
16 ноября 2022 года Госдума приняла законопроект об изменениях в ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Поправки включают в себя возможность приобретать в собственность заинтересованным лицам объекты недвижимости, в том числе участки, которые находятся в публичной собственности, а также заключать договоры аренды, соглашения о сервитутах в отношении указанных объектов, применяя более низкую кадастровую стоимость, при условии, что ее изменение произошло в период заключения соответствующего договора. На рассмотрение законодательного органа данную инициативу внесли в августе этого года, и она оперативно прошла этапы принятия и согласования.
Данный документ можно рассматривать в качестве одной из антисанкционных мер поддержки государства, которая направлена на создание комфортных условий для участников делового оборота и на стабилизацию экономики в стране.
В силу Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ в 2022 году во всех субъектах Российской Федерации должна быть утверждена новая кадастровая стоимость участков, а в 2023-ем — кадастровая стоимость сооружений, объектов, зданий, помещений, незавершенного строительства и машино-мест (вне зависимости от даты ее последнего пересмотра).
Кадастровая стоимость - результат оценки объекта недвижимости, который является одной из основополагающих характеристик, определяющих размер земельного налога, размер арендных платежей, платы за фактическое пользование и пользование сервитутом, а также выкупной стоимости недвижимого имущества, находящегося в публичной собственности.
В нововведенном законопроекте льготный механизм, позволяющий применить при начислении более низкую кадастровую стоимость, распространяется исключительно на вновь заключаемые договоры (купля-продажа, сервитут, аренда) и не затрагивает интересы контрагентов по действующим договорам и правообладателей вещных прав. Именно в этой части и видится слабое место законопроекта.
В случае завышенного размера кадастровой стоимости правообладатели вправе ее пересмотреть в предусмотренном законом порядке. Аналогичным правом обладает и потенциальный арендатор, покупатель объекта или иной землепользователь.
Возможно снижение кадастровой стоимости и установление ее в размере рыночной (ст. 66 ЗК РФ) посредством исполнения ряда судебных и административных процедур. Однако данный процесс нуждается в привлечении дополнительных ресурсов: временных, трудовых, финансовых.
Для недопущения ущемления интересов и прав правообладателей объектов недвижимости в существующих экономических реалиях справедливо предусмотреть возможность предоставить частным лицам избрать для начисления обязательных неналоговых и налоговых платежей более низкую кадастровую стоимость, а также законодательно ввести мораторий на ее пересмотр в течение определенного времени. При этом в качестве оптимального срока действия указанного моратория предлагается период, установленный для проведения государственной кадастровой оценки (4 года с момента последнего ее проведения).